Spider-Man: Edge of Time. Игра, которую сделали за очень короткий срок. Игра, которую делала маленькая команда разработчиков, вышедшая из Beenox. Игра, в которой наш Удивительный Человек-Паук... Не играет главной роли. Неудивительно, что ее так противоречиво оценили, верно? Ну, в большей степени негативно. Это можно понять. Но обо всем по порядку.
Это не обзор по стандартной схеме разбора каждой составляющей игры по отдельности, потому что по отношению к этой игре так сделать не получается. Если говорить кратко, то оценил бы я ее примерно так: cценарий - 9 из 10, потому что это практически главный плюс игры, сюжет действительно интересен и диалоги иной раз просто божественные. Геймплей - на твердую восьмерку, но о нем подробнее будет ниже. Музыка - на 7-7,5, потому что в целом она хорошо подходит под атмосферу и главная тема отличная, но отдельно переслушивать что-то из саундтрека вам вряд ли захочется. Нельзя не отметить шикарную игру актеров озвучки. А вот дальше начинаются проблемы, потому что непонятно, как оценивать все остальное.
То есть, смотрите: у нас вся игра проходит в замкнутом пространстве лабораторий. И они разнообразны настолько, насколько вообще могут быть разнообразны лаборатории. Есть очень красивая локация с садами, есть эта большая комната с порталом, где проходит бой с Анти-Веномом и не только, есть еще несколько интересных мест, но вообще - это почти на 100% игра, состоящая из ЛАБОРАТОРИЙ. Ну и как тут оценивать, например, дизайн местных «пейзажей»? Видно, что разработчики выжали из них все, что могли, но особой разнообразностью локации все равно не отличаются.
Другая проблема игры - это сценарий. "Но стоп, подождите, выше же написано, что сценарий хорош?" Да, он хорош, даже весьма. В 2099 году злой ученый из злой мегакорпорации Алхемакс по имени Уокер Слоан путешествует в прошлое, основывает Алхемакс намного раньше, из-за этого изменяется и прошлое, и будущее (антиутопия!), а Человек-Паук в нашем времени погибает от рук Анти-Венома. Человеку-Пауку из 2099-го года такой расклад не нравится и он отправляется в прошлое, чтобы все исправить и предотвратить смерть Питера Паркера. В итоге Пауки объединяются перед общей угрозой и отправляются в большое приключение во времени и пространстве.
В целом, тема отлично раскрыта. Только вот проблема в том, что сценарий как будто был написан не для игры. По нему можно было бы снять отличный полуторачасовой мультфильм или фильм. Тут для игры в любом случае пришлось бы "растягивать удовольствие". И разработчики это понимали, потому что первую половину игры все идет довольно-таки бодро, но чуть дальше игра начинает давить однообразием и не менее однообразными врагами, ведь у маленькой команды не было ни большого бюджета, ни времени, а заполнить игру чем-то надо. Спасибо Activision, как всегда.
По этой же причине в игре и боссов мало. Финальный двойной босс-баттл сглаживает неприятное впечатление от этого, но осадок все равно остается. А еще в сценарии, как было сказано раньше, может некоторым не понравится то, что Паркер здесь не главный герой. Серьезно, практически все самое важное в этой игре делает Мигель - Человек-Паук 2099. Он побеждает Анти-Венома и спасает Паркера, он постоянно советует Питеру, что делать и он предотвращает изменение времени, победив финального босса - генерального директора Алхемакс (сюжетный твист, связанный с ним, тоже может не понравится многим по примерно той же причине). Можно было бы догадаться, учитывая, что сценарист игры, Питер Дэвид - создатель Человек-Паука 2099.
Что же касается геймплея, то он не сильно изменился со времен Shattered Dimensions (далее - SD). Практически то же самое качественное рубилово на большой скорости с замахами на слэшероподобность. Тем, кому понравился геймплей в SD, а я как раз из таких, он понравится и здесь. В боевой системе SD были быстрые легкие атаки, медленные тяжелые, захват/паутина и прыжок. Словом, все довольно стандартно, но исполнение на высоте. Кроме того, в SD была еще и "паучья стойка", которая отвечала за несколько вещей: авто-наведение на врагов, уклонения от ударов и различных ловушек и... Просто выглядела круто.
Здесь боевую систему поменяли совсем чуть-чуть. Например: тяжелые атаки, если ты не стоишь слишком близко к врагу, стали эдакой "атакой-подкатом" (Паук либо подпрыгивает к врагу и бьет, как 2099, либо огревает огромным паутинным молотком, как Удивительный), а еще дали несколько новых комбинаций, но главным нововведением в ней можно считать замену паучьей стойки из SD на индивидуальную способность у каждого Паука. У Удивительного это "ускоренные рефлексы", благодаря которым он уклоняется от всех вражеских атак и проходит сквозь лазеры, то есть частичный аналог стойки из SD. У 2099 - "приманка". Он создает свою копию, которую атакуют все враги, не замечая его самого. Эта способность более полезна, а в бою с Анти-Веномом вообще жизненно необходима. Также, когда заполняется шкала в виде паучка, можно активировать Time Paradox - все враги застывают на месте.
Перешла из SD сюда и "паутина судьбы" - система испытаний, за прохождение которых дают очки, которые можно потратить на покупку прокачки и костюмов. Но и здесь не все осталось нетронутым: если в SD с ее уровневой системой прохождения испытания были прямо во время игры, то в Edge of Time их вынесли отдельно и запускаются они из главного меню. В остальном структура осталась прежней - если в SD паутина делилась на "сетки" по уровням, то здесь она на них делится по игровым актам, а за выполнение определенных условий все так же оценивают на медали от бронзы до золота. Выносить испытания в меню определенно было неудачным решением, так как проходить их отдельно от основной игры просто скучно. Хотя и придется, если хотите открыть пару-тройку крутых костюмов вроде Симбиота или Бена Рейли. С их открытием тут тоже все чуть сложнее: если в SD надо было просто набрать определенное количество очков, то здесь их нужно покупать за ключи. Один ключ - один костюм. Ключи даются за прохождение одной из сеток испытаний на серебро или выше.
Прокачка осталась почти один в один. Покупаешь новые комбинации и всякие улучшения вроде увеличенной силы удара или шкалы здоровья. Всего в меню апгрейдов три подменю: прокачка Удивительного Паука, прокачка 2099 и прокачка того, что идет им обоим.
Что же касается частых претензий к злоупотреблению "свободного падения" у Паучка 2099 - их много, да, но не так, чтобы прямо через край. Тут они и сами слегка другие по сравнению с SD. Если в ней чаще всего надо было долететь до врага, то здесь же это превращается в изощренные "бега с препятствиями". Под конец особенно - когда надо все время быстро лететь, потому что за тобой все взрывается, а впереди постоянно вылезает куча всяких стержней, стен, непонятных конструкций с одной маленькой щелью, в которую можно пролететь... Если успеешь.
Вот и выходит, что причина провала игры довольно-таки очевидна. И причина эта - Activision. Ограничив во времени и средствах маленькую группу разработчиков, тем ничего не оставалось, кроме как сделать так, чтобы хотя бы фанаты смогли от этой игры получить удовольствие. Обычному обывателю после середины игры может резко надоесть, да и привлечь его тут особо нечем. Для фанатов, с другой стороны, здесь есть все: интересный сюжет, постоянные отсылки к комиксам, недурный юмор для тех, кто в теме, множество интересных диалогов у Пауков, целая куча альтернативных костюмов (если сложить вообще все, то это, наверное, даже больше, чем в играх с PSOne). А если вы еще и любите Паучка 2099 года и готовы терпеть репитативный геймплей из-за вышеописанных плюсов, то вы точно должны, как минимум, попробовать поиграть. Эта игра, по большей части, его бенефис.
Всем остальным рекомендовать игру не получается. Если вы положительно относитесь к Человеку-Пауку, то вам может и понравится. Если вы к нему равнодушны, то не стоит даже пытаться - лучше сыграйте в Shattered Dimensions. От оценки воздержусь, но отмечу, что я люблю Человека-Паука, в том числе 2099, и получил от игры большое удовольствие. А это удовольствие могло бы получить и большинство поигравших, ведь у игры был огромный потенциал. Но так уж вышло, что теперь, благодаря Activision, можно лишь фантазировать на эту тему... |